Базовые масла
В качестве базовых масел при
производстве смазочных материалов используют минеральные (нефтяные) или
синтетические масла-компоненты, для специальных целей применяют также
растительные масла. Синтетические масла обычно получают из нефтяного
сырья. Минеральные масла Высококачественное минеральное базовое масло
является надежной предпосылкой для получения современных смазочных
материалов. Такие базовые масла-компоненты обладают стабильными
свойствами, в частности высокой приемистостью к присадкам, обеспечивая
эффективность их действия, а также хорошими смазочными свойствами,
обеспечивая гидродинамический режим смазывания в обычных
эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур при
условии выбора подходящей вязкости.
Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3),
а удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к
массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес
зависят от температуры.
Вязкость
Вязкость - это одна из важнейших характеристик
масел, которая характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и
способность обеспечить гидродинамический (жидкостной) режим смазывания.
Вязкость зависит от температуры, в диапазоне рабочих температур (обычно
от минус 30°С до 150°С) вязкость минеральных масел изменяется в тысячи
раз.
Вязкость моторных масел обозначается по классификации SAE (Society of Automotive Engineers - Общество автомобильных инженеров, США). Требования к физическим свойствам этих вязкостных классов описаны в стандарте SAE J300. В соответствии с этим стандартом моторные масла делятся на 12 классов от 0W до 60.
Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter - зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
По классификации SAE масла для трансмиссий
разделяются на классы 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Буква W
означает, что масла предназначены для эксплуатации в зимнее время или
всесезонно. Вязкость масла при низких температурах и при 100°С
установлена стандартом SAE J 306. При указанных в таблице минусовых
температурах вязкость масел должна не должна превышать 150.000
сантипуазов (сП). Для масел других классов SAE предельные характеристики
вязкости определены при температуре 100°С.
Уровень требований к маслам для 2-тактных
двигателей определяется классификацией API, которая основывается на
лабораторных испытаниях и тестах двигателей. Масла для двухтактных
двигателей делятся на четыре класса API.