По классификации SAE масла для трансмиссий
разделяются на классы 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Буква W
означает, что масла предназначены для эксплуатации в зимнее время или
всесезонно. Вязкость масла при низких температурах и при 100°С
установлена стандартом SAE J 306. При указанных в таблице минусовых
температурах вязкость масел должна не должна превышать 150.000
сантипуазов (сП). Для масел других классов SAE предельные характеристики
вязкости определены при температуре 100°С.
Обозначение SAE
Максимальная температура, соответствующая вязкости 150.000 сП, °C
Вязкость при 100 °C, мм2/с Min/Max
70W
-55
4,1/-
75W
-40
4,1/-
80W
-26
7,0/-
85W
-12
11,0/-
80
7,0/11,0
85
11,0/13,5
90
13,5/24,0
140
24,0/41,0
250
41,0/-
Классификация по API
Классификация масел для трансмиссий и ведущих
мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии.
Указателем класса API для трансмиссионных масел является GL (Gear
Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для автомобилей различных
типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 и GL-5.
Категории свойств API
GL-1 Трансмиссионное масло, не содержащее
противозадирных присадок (присадки EP). Применяется в низкоскоростных
трансмиссиях, работающих при невысоких нагрузках и контактных
напряжениях.
GL-4 Масла с противозадирными присадками. Используются на большинстве переднеприводных автомобилей с механическими трансмиссиями.
GL-5 Масла с большим количеством
противозадирных присадок, рассчитанные на использование в
тяжелонагруженных передачах, работающих при высоких скоростях.
Масло для автоматических трансмиссий, в отличие
от обычных трансмиссионных масел, должно выполнять роль рабочей
жидкости в гидросистеме управления, а также смазывать и отводить тепло
от фрикционных элементов. Эти масла часто называют жидкостями для
автоматических трансмиссий (ATF- Automatic Transmission Fluid).
Примечание.
Классификация API не охватывает масел для
автоматических трансмиссий, т. к. у изготовителей трансмиссий имеются к
применяемым маслам свои требования, которые раньше могли даже
значительно отличаться друг от друга. Ныне ситуация изменилась, и теперь
почти все автоматические трансмиссии могут смазываться маслом одного и
того же сорта.